Бронированный автомобиль обр.1911г./Танк Менделеева обр.1911г./Бронеход

 

 

(Реконструкция)

Бронированный автомобиль обр.1911г./Танк Менделеева обр.1911г./Бронеход

Россия

Подвижный артиллерийский форт

масса

173,2 т

вооружение

120-мм орудие

1 пулемет

экипаж

8 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1911-1915/16гг., Менделеев В.Д.

 

 

Основная статья: Русское танкостроение 1911-1920гг.

Ранние проекты

 

 

Считается, что первым русским проектом бронированной вооруженной гусеничной машины типа танк является проект сына создателя периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева – Василия Дмитриевича (Рис.1), по специальности – инженера-кораблестроителя.

 

Рис.1 – Два изображения В.Д. Менделеева, 1886-1922гг.

 

В 1950-е годы отечественные историки с азартом включились в борьбу за приоритет – чья бронированная боевая машина должна быть признана «самым первым танком в мире». Тогда появились многочисленные публикации, утверждавшие, что, скорее всего, это был проект В.Д. Менделеева. Авторы, ссылаясь на записки конструктора, указывали, что работы по проекту Менделеев начал аж в 1911г., а закончил в 1915г. или 1916г.

Общепризнанная версия разработки первого русского танка выглядит следующим образом.

В 1911г. в возрасте 25 лет Менделеев в одиночку, в нерабочее время занялся проектированием новой боевой гусеничной машины со 120-мм морским орудием, названной «Бронеход» (альтернативное название: «Бронированный автомобиль обр. 1911г.»). (Рис.2)

 

Рис.2 – Бронированный автомобиль обр. 1911г., проект.

 

Впрочем, довольно трудно понять, в каком состоянии находился проект к началу WWI. Никаких публикаций или заявлений насчет своей разработки автор не делал до 1916г. Так что остается лишь положиться на достоверность записок Менделеева относительно начала его работы по проекту.

В 1916г. в канцелярию Военного министерства на рассмотрение инженером-кораблестроителем В.Д. Менделеевым был представлен проект бронированной гусеничной вооруженной машины.

24 августа 1916г. проект на уровне рабочих чертежей опытного образца попал на рассмотрение комиссии ГВТУ (Главного Военно-Технического Управления). Проект включал детально разработанные чертежи (Рис.3) и объёмистую пояснительную записку, разделённую на главы: «Внутреннее размещение личного состава», «Спецификация», «Таблица весов», «Расчёт опорной поверхности», «Проход по железнодорожному пути» и т. д.

 

Рис.3 – Внутренне устройство Танка Менделеева обр.1911г.

А. Продольный разрез: 1—120-мм пушка Канэ, 2—подвижная броневая маска, 3—лебедка подачи снарядов, 4 — 7,62-мм пулемет Максима, 5 — кронштейн подвески пулемета, 6 — пулеметная башенка, 7 — погон башенки, 8 — «батарея» воздушных баллонов, 9—броневая дверь, 10—аккумуляторы, 11—бортовая передача, 12—бензобаки, 13—монорельс подачи боеприпасов, 14—снарядная тележка.

Б. Вид в плане: 1 — направляющее колесо, 2 — пневмоцилиндр подвески, 3 -- монорельс подачи боеприпасов, 4 — выгородка для размещения боекомплекта, 5 — сиденье механика-водителя, 6 — силовая передача, 7 — двигатель, 8 — вентиляторы.

 

 По своим ТТХ машина отличалась высочайшими для своего времени показателями огневой мощности, бронезащиты и массы – 173,2т! Понимая, что транспортировка подобной машины (габаритные размеры: 13 м длина с пушкой, 4,4 м ширина, 4,45 м высота) по железной дороге проблематична, Менделеев разработал систему перемещения танка по рельсам. Сам изобретатель писал по этому поводу: «Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины». Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» — специальные тележки с железнодорожными колёсами.  (Рис.4)

 

Рис.4 – Схема вписываемости Бронехода в железнодорожный провозной габарит.

 

     При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар – своеобразная бронедрезина).

Корпус машины, согласно проекту, имел резко выраженную коробчатую форму. Каркас корпуса также был спроектирован наподобие корабельного и состоял из стрингеров и шпангоутов. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. В кормовом листе корпуса была выполнена бронированная дверь, служившая как для посадки экипажа, так и для загрузки боекомплекта.

Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно) имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.

Толщина брони в лобовой части составляла 150 мм, бортов и кормы – по 100 мм. По замыслу Менделеева столь толстая броня была нужна для защиты от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4 мм).  Таким образом, танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части, как правило, не располагали орудиями калибром свыше 76,2-77 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был едва ли не первым конструктором, проектировавшим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах. Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт (Рис.5).

 

Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева

Рис.5 – Танк Менделеева в положении «на грунте» (Г);

внизу – танк Менделеева изготовлен для стрельбы.

 

Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.

Вооружение танка также было превосходным. (Рис.6)

 

Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева

Рис.6 – Схема размещения основного вооружения.

 

В передней части корпуса на тумбовой установке, конструкция которой напоминала корабельную, устанавливалась 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. (Рис.7)

 

Mendeleyev tank 9

Рис.7 – 120-мм пушка Канэ.

 

 Это орудие практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли. Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что позволяло рассчитывать на приличную скорострельность. Боекомплект размещался в своеобразной «крюйт-камере»: 46 снарядов находилось в укладке, 4 на тележке и 1 в казеннике пушки. Поскольку отдача морского 120-мм орудия была достаточно велика, при стрельбе корпус должен был опускаться на грунт.

В качестве вспомогательного вооружения предусматривался 7,62-мм пулемет «Максим», установленный в выдвижной цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода. Боезапас пулемета: 10000 патронов (предположительно). Толщина стенок башни составляла 8 мм.

Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка составляла 8 человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира, который был «на все руки мастер». Командир должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки, пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет. На марше командир перемещался в носовую часть корпуса, к рулевому. В свою очередь, рулевой, как описывал Менделеев: «при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части». На крыше корпуса рулевой размещался на съёмном сиденье со съёмными органами управления. В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.

Для внутреннего освещения танк оборудовался внутренней электрической осветительной системой на 14 или 16 ламп. Для осуществления внешней связи предполагалось использовать флажковый семафор.

В качестве силовой установки предполагалось использовать карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располагалась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированных отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах). Так что по признаку силовой установки и ее компоновки подобную боевую конструкцию можно классифицировать и как: «сухопутную подлодку».

Трансмиссия танка предполагалась механическая. Передачу крутящего момента на ведущие колеса должна была осуществлять пятиступенчатая коробка передач (одна передача задняя) (по другой версии, предполагалась 4-ступенчатая коробка передач (3+1)). Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения поворота трансмиссия включала в себя дифференциал.

Ходовая часть танка имела более чем оригинальную конструкцию.

Применительно к одному борту ходовая включала шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих роликов и четыре направляющих колеса, из которых верхнее кормовое было ведущим. Подобное решение объясняется тем, что гусеница почти полностью охватывала корпус (верхняя ветвь проходила под крышей корпуса). Направляющие и ведущие колеса имели форму пятиугольников, зацепляя гусеницы за башмак трака. В виду того, что гусеница почти полностью охватывала корпус (Рис.8), ведущее колесо располагалось сзади сверху.

 

Рис.8 – Схема ходовой танка Менделеева.

В. Разрез по отсеку подвесок: 1 — направляющее колесо, 2 — поддерживающий ролик, 3 — пневмоцилиндр подвески, 4 — гусеничная цепь, 5 — ведущее колесо, 6— рычаг натяжения гусениц.

 

 Направляющие колёса имели пятиугольную форму, зацепляя гусеницы за башмак трака. Гусеничная лента — крупнозвёнчатая, шириной 250 мм. Башмаки траков должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Общая длина опорной поверхности гусениц составляла 6 метров, что для машины подобных размеров и массы было весьма скромным показателем - что определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг/см². Для регулирования натяжения гусеницы, в особенности — при изменении клиренса и опускании корпуса на грунт, использовался механизм с пневматическим приводом.

Предполагая, что машине придется действовать вне дорог, Менделеев предложил оснастить каждый из 6 бортовых опорных катков пневматической подвеской с вертикальными цилиндрами. По каждому борту они соединялись в единую систему, обеспечивая максимальную плавность хода и горизонтальную устойчивость танка на пересеченной местности. Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.

Вообще проект Менделеева отличался широким использованием пневматики. Пневматическая система включала компрессор и баллоны со сжатым воздухом.  Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке - в частности: подвеска, стартёр двигателя, главный фрикцион, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект передовым для своего времени.

Бытует мнение, что несмотря детальную проработку, проект В.Д. Менделеева не был тщательно рассмотрен в военном ведомстве, и без того перегруженном текущей работой, и довольно скоро был отправлен в архив. Скорее всего, свою роль сыграл гигантизм танка и его перенасыщение различными новшествами. Очевидно, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодки, что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к проекту со стороны военного ведомства. (Рис.9)

 

Тяжелый танк Менделеева

Рис.9 – Танк Менделеева, реконструкция.

 

Менделеев, будучи корабелом, естественно позаимствовал у броненосных кораблей некоторые конструктивные решения – мощное вооружение, использование автоматизации процессов (применение пневматики), противоснарядное бронирование и даже вращающаяся башенка с дополнительным вооружением, мощный двигатель внутреннего сгорания, использовавшийся на подлодках.

Объективно, проект (Рис.10) имел несколько существенных изъянов.

 

Рис.10 – Приблизительный внешний облик танка Менделеева.

 

За неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельной массой машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, огромная масса конструкции программировала крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка.

Большая масса танка, по расчетам составлявшая 170 тонн, вызвала бы множество проблем при его эксплуатации. В совокупности с предложенным вариантом силовой установки, дававшей удельную мощность всего 1,5 л.с./т, это почти полностью исключило бы использование танка в условиях лунного ландшафта поля боя Первой мировой. Выходит, что заявленные ходовые характеристики (максимальная скорость - до 14 км/ч, преодолеваемый подъем - до 25°, радиус поворота - 10 метров) были слишком оптимистичными. Мощность двигателя в 250 л.с. для танка массой в 170 тонн выглядит явно недостаточной. Даже если бы этот танк смог двигаться, скорость его передвижения была бы буквально как у черепахи (для примера: самоходные гусеничные краны фирмы Sennebogen, при массе в 80-150 тонн имеют двигатели мощностью 180-400 л.с. и скорость передвижения не более 3 км/ч). Более того, ходовая часть танка, при всей её привлекательности, была слишком дорогой и сложной в изготовлении. Не очень рациональным являлось расположение малой пулеметной башни, которая имела значительные «мертвые зоны» при стрельбе прямо-вперед и назад. К тому же, распыление обязанностей командира танка отрицательно сказалось бы на управлении машиной и экипажем.

Остается также неизвестным, в каком качестве Менделеев собирался применять «Бронированный автомобиль» - в сопроводительной записке он никак не обозначил тактическое назначение боевой машины. Судя по параметрам бронирования и морской артиллерийской системе, автор проекта, изначально, видимо, планировал разработку подвижного форта береговой обороны, нацеленного на борьбу с кораблями противника на берегах Финского залива на подступах к Санкт-Петербургу. (Рис.11)

 

Танк Менделеева

Рис.11 – 120-мм морское орудие и 150-мм лобовая броня отвечали задачам артиллерийского форта береговой обороны.

 

Вероятно, начавшаяся война внесла коррективы в проект – появилось легкое стрелковое вооружение (пулемет), а командир так и вовсе получил дополнительные функции борьбы с пехотой противника. Таким образом, можно лишь догадываться, что конструктор мог предполагать использовать своё детище и для разрушения фортификационных сооружений на суше (Рис.12), и для береговой и противодесантной обороны Финского залива.

 

Рис.12 – Танки Менделеева штурмуют укрепленную полосу противника (фантазия на тему, рисунок из журнала «Техника молодежи»).

 

Некоторые исследователи по формальным признакам классифицировали танк Менделеева, как сверхтяжёлый танк или сверхтяжелое САУ. А К. Степной высказал мнение, что подобная машина есть – подвижной блокгауз. Действительно, налицо почти стопроцентное функциональное соответствие по совокупности характеристик и тактическим возможностям при позиционировании машины как мобильной артиллерийской установки береговой обороны (БО): 1) широкий оперативный манёвр в полосе прибрежных железных дорог, 2) тактический манёвр с использованием веток и усов; 3) действие в составе кочующих батарей с неподготовленных позиций; 4) единственный пулемёт, выдвигающийся на высоту до 4,45 м, который обеспечивал круговой обстрел поверх валов капонира в случае попытки неприятельского десанта снять батарею атакой с суши. Однако, поскольку прослеживается или, лучше сказать, не исключается и возможное сухопутное применение конструкции, видимо, допустимо классифицировать танк Менделеева, как подвижный артиллерийский форт.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru